Поиск по этому блогу

19 декабря 2010 г.

Максимальное погружение: Реальна ли виртуальность?

Хотя технологии виртуальной реальности в настоящее время вполне доступны обычным пользователям, интерес к ним значительно поутих. Почему же люди не переселяются в виртуальный мир?


Полное единение с компьютером мы испытали на собственной шкуре.

После выхода в 1992 году фильма «Газонокосильщик» все с нетерпением ждали, что мы вот-вот переселимся в виртуальную реальность и лишь изредка будем отвлекаться на прием питательного раствора и просмотр снов – разумеется, генерируемых компьютером. Однако, когда технологии виртуальной реальности стали доступны не только военным, особого интереса они не вызвали. Почему?

Смотрим в оба!

Реалистичное восприятие мира невозможно без трехмерного изображения. Центральным звеном нашей системы виртуальной реальности стали стереоочки PC Pro 3D, одна из лучших моделей фирмы i-glasses. Остроумный дизайн очков подтверждает – это устройство из мира High Tech, они могут подстраиваться под любой размер головы и даже форму ушей. Однако главное их достоинство – совместимость со всеми видеокартами nVidia и любыми играми на трехмерном движке. Это проще, чем кажется. Все современные игровые программы передают видеокарте что-то вроде трехмерной схемы, а карта сама решает, как показать двухмерную картинку на экране. При наличии драйвера (доступен для всех видеокарт nVidia) плате ничего не стоит рисовать по очереди кадры для правого и левого глаза, рассчитанные с разных точек зрения. Стереоочкам остается лишь переключать четные кадры на один глаз, а нечетные – на другой.

Основная проблема состоит в том, что видеокарта должна работать на вдвое большей частоте, чем миниатюрные видеоэкраны. В итоге в трехмерном режиме наша система обновляла изображение для каждого глаза с частотой всего 50 Гц. Такое изображение визуально кажется стабильным (немигающим), но глаза сильно устают. По качеству цветопередачи микроэкраны также отстают от обычных мониторов. Очки приходится настраивать для каждого конкретного приложения, а работа с текстом практически невозможна. Но зато DOOM 3 в честном стереорежиме – это ни с чем не сравнимое ощущение объема, пространства и реальности происходящего. Несмотря ни на какие трудности с цветом, после переключения с очков на обычный монитор игра кажется скучной, помещения – маленькими, а персонажи – нарисованными на стенках.

Дирижируем оружием

Перчатка виртуальной реальности – это, пожалуй, любимый предмет виртуальных фантазеров прошлых лет. В «Газонокосильщике» Джоуб нажимал на висящие в пространстве буквы, набирая пароль, а герою клипа Aerosmith заветное приспособление даже пригодилось в общении с виртуальной красавицей.

Перчатка Essential Reality P5 неспособна передать пользователю осязательные ощущения, зато создает в компьютере виртуальную копию его руки. Производитель считает, что P5 поможет игроку побеждать виртуальных монстров в 3d-шутерах, заменяя мышь и некоторые кнопки.

Вновь крадемся по темным коридорам DOOM, направляя героя движениями руки в воздухе подобно дирижеру. Стреляем, нажимая указательным пальцем на невидимый курок, перезаряжаем, сгибая большой палец. Забавно. Одна проблема: сделав несколько поворотов на 180 градусов в одну сторону, мышку можно просто перенести над столом в удобную позицию, а вот как вывести руку из поля зрения ИК-приемника и вернуть ее обратно в нужном положении – загадка. Да и рука быстро устает.

DGTech DG5-Vhand – перчатка другого рода. Профессиональное устройство внешне выглядит как обыкновенная лайкровая перчатка. Ее даже можно стирать. Стихия перчатки высокого разрешения – это motion capture (любимый инструмент современных киношников), управление роботами и другие промышленные и творческие задачи. В качестве демонстрации возможностей Vhand в комплект входит программа для диджеев, с помощью которой можно точно управлять компонентами микса движениями пальцев. Вместо игр на установочном диске – инструменты для программирования – пользуясь ими, умелый программист может приспособить Vhand для любых задач.

В число дополнительных приспособлений для Vhand входит ультразвуковая система позиционирования руки в пространстве и устройство осязательной обратной связи, как в том самом клипе с виртуальной красоткой.

Работаем головой

Инфракрасные треккеры типа Natural Point TrackIR3 Pro давно используются поклонниками авиасимуляторов. Когда враг может оказаться с любой стороны, а руки заняты управлением истребителем, единственный способ оглянуться по сторонам в виртуальной кабине – это повернуть свою реальную голову. Виртуальные летчики легко привыкают делать это, не отрывая глаз от монитора. Мы же прикрепили отражатель, за которым следит ИК-камера, на очки: теперь наш «экран» поворачивается вместе с головой.

Опыт удался

Основная причина, по которой устройства виртуальной реальности еще не завоевали признание геймеров, состоит в том, что в игре важнее гармония между восприятием и управлением, а не реализм отдельно взятых элементов. Игроку совершенно не трудно убедить себя в реальности игры, если она удобна и результативна.

Профессиональные системы виртуальной реальности, куда более совершенные, чем наша, широко используются для обучения военных и гражданских летчиков, машинистов поездов, капитанов гигантских танкеров. Дистанционные медицинские операции, за ходом которых хирург наблюдает через стереоочки на расстоянии многих километров от пациента, – уже реальность, равно как и сверхреалистичные игры, отвлекающие внимание больных во время болезненных процедур. Видимо, окончательное переселение в виртуальный мир люди до сих пор откладывают не по техническим причинам. А лишь потому, что реальный им все же нравится больше.

5 комментариев:

  1. По моему единственное, что тормозит глобальный переход человека в ВР, это технология, слишком несовершенная на данный момент. Как только технология догонит потребность и фантазию человека, человек сделает новый шаг, так же как это было с Интернетом.

    ОтветитьУдалить
  2. Скорее даже дело не в несовершенстве, а в слишком высокой стоимости технологий, мне так кажется..

    ОтветитьУдалить
  3. Маша совершенно права. Как только виртуальная реальность сможет в полной мере заменять реальные ощущения, тогда и придёт её время. Должно быть что-то вроде костюмов с кучей сенсоров и обратной связью, как у Лукьяненко в цикле книг про "Диптаун".
    Но есть и второй путь. По мне он даже гораздо более перспективен. Никакие средства обратной связи не заменят реальность. Всё равно человек будет понимать что это игра. А если воздействать напрямую на мозг, то и костюмы не нужны. Фильм "Матрица" - тому пример.
    А насчёт цены - не думаю. Любая популярная технология дешевеет просто космическими темпами. Она дорогая до того, пока таких костюмов 10 в мире(образно, конечно). Как только станет на поток и их разберут Китайцы, будут вам нормальные цены :)

    ОтветитьУдалить
  4. Относительно цены- согласен. Дешеветь они будут обязательно... Но когда китайцы всё же разберут их встанет вечный вопрос- а сможет ли дешёвый китайский аналог за 20$ удовлетворять высоким требованиям пользователей. Иначе говоря, хотели как лучше, а получилось как всегда.

    ОтветитьУдалить
  5. Вопрос еще в том, а зачем переселятся в виртуальный мир совсем? дополнить обычный данными из виртуального мира - круто, иногда поиграться отдохнуть - круто, а совсем то туда перебираться смысл? постоянно там сидеть и он надоест.. в виртуальный мир в виртуальном мире давайте еще залезем, устроим матрицу в матрице силами виртуальных китайцев, шик)

    ОтветитьУдалить